При царе Алексее Михайловиче за курение рвали ноздри Негативный характер курения табака известен каждому человеку - ведь курение является общепризнанной вредной привычкой. Об этом на пачках сигарет заботливо напоминает Минздрав России. Почему Церковь не приветствует курение? Если ответ искать в Священном Писании, то ничего там найти не удастся. Существительное «курение» там используется для обозначения совершенно не того, что приходит нам в голову при упоминании о нём. В Священном Писании Ветхого Завета курением обозначалось использование ладана во время богослужения. Когда на горе Синай Господь дал Моисею десять заповедей, то также указал, как построить переносной храм (скинию) и как совершать богослужения. Среди прочего Господь указал Моисею, что следует воскуривать фимиам («благовонное курение») во время богослужения. Моисей так и сделал: «...и поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» (Исх. 40, 25-27). В других смыслах «курение» в Священном Писании не употребляется. А сама мысль о воскуривании фимиама (ладана) относила этот процесс исключительно для служения Господу. Таким образом, прямых запретов людям курить табак в Священном Писании нет. Нет запретов и в Правилах святых апостолов и святых отцов Церкви. Нет постановлений Вселенских и Поместных соборов. Причина, по которой Церковь Ветхозаветная и Новозаветная не запрещала курение табака, - банальна. Табака просто не было, поэтому проблемы курения табака просто не существовало, как и употребления других наркотиков. Здесь я не оговорился: в «Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака», принятой в 2003 году, указывается именно о наркотическом характере курения табака и табачного дыма. Как известно, табак был открыт Колумбом в XV веке вместе с Америкой. Американские индейцы использовали табак для курения. И не просто для курения – табак являлся своеобразной «святыней». Табак использовался индейцами во время ритуальных жертвоприношений. Кецалькоатль (Пернатый Змей) – бог индейцев - изображается в виде змеи, покрытой зелёными перьями. В Теночтитлане - городе, основанном ацтеками в 1325 году на острове посреди озера Тескоко (в долине Мехико) - поднимались посреди бирюзовых вод 25 пирамид высотой до 40 метров. Перед главной пирамидой находилась квадратная платформа с подставкой для человеческих сердец и черепов. Здесь совершались многочисленные человеческие жертвоприношения «богу» ацтеков Кецалькоатлю, который у индейцев киче назывался Кукумац, у племени майя - Кукулькан, а в Перу его называли богом Амару. Согласно верованиям индейцев, человеческая жизнь полностью зависела от безличного бога - некой космической души, которая для пополнения свой энергии питалась сердцами и кровью, а Кецалькоатль был его посланником. Верующему человеку совершенно ясно, что этот «посланник» – падший ангел, известный как Дьявол, или отец лжи, как его называет Христос. Дьявол, начиная с Адама и Евы, подталкивал людей к саморазрушению, предлагая для этого разные средства. Одним из них является табак. Из Америки табакокурение распространилось в Европу, а потом и в Россию. Поначалу духовные и светские власти активно боролись с этим злом. Римский папа Урбан VII отлучал от Церкви курящих верующих. В Англии курильщиков водили по улицам с петлей на шее, а упорных даже казнили. На Руси табак появился в конце XVI века и встретил весьма серьёзные гонения. При царе Алексее Михайловиче (середина XVII) за курение секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь. А сам табак иначе не называли как «дьявольское зелье». Петр I ввоз табака разрешил, и курение стало насаждаться как «европейская привычка». К тому же дурной пример подавал сам царь. Хотя о связи табака с жертвоприношениями Дьяволу мало кто знает, табак сам по себе является ядом медленного действия. Сегодня мы имеем страшную картину: более половины населения курят. Отдельно можно выделить распространение курения среди молодёжи и девушек особенно. Самый большой вред для своего здоровья и здоровья будущих детей получают вместе с курением именно они. К сожалению, зная, что курение представляет из себя угрозу для здоровья, общество не обращает большого внимания на эту проблему. Ведь теперь появился более страшный враг – полноценные наркотики. Сегодня никто не отлучает курящих от Церкви, но курение является несомненным грехом. Церковь разъясняет всем верующим пагубность этой наркотической зависимости. Грех узнается по последствиям. Он всегда разрушителен для того, кто его совершает, а также для окружающих людей. Главный враг человека, отдаляющий его от Бога, – это неутолимое стремление к чувственным удовольствиям. Вместо того чтобы обратиться к Богу и в Нём обрести покой и радость, люди обращаются к чувственным удовольствиям, и в том числе наркотического характера, которые создают иллюзию и ещё дальше отдаляют от Бога. В этом главный грех курения. Курение в этом смысле является одним из средств создания этой иллюзии, к тому же разрушающим здоровье. В грехе курения следует каяться и стремиться непременно бросить, хотя сделать это непросто. Ведь наркотическая зависимость табака довольно сильна, а привыкание происходит очень быстро. Поэтому никогда нельзя даже пробовать курить. Михаил СЕЛЕЗНЁВ руководитель Отдела коммуникаций Управления Смоленской и Калининградской епархии (по Калининградской области), священник
«Наверное, можно сказать, что курение – некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы – курение благовонного фимиама - весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана – употреблению зловонного диавольского зелья». Святой НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749 — 1809)
«Вместо благоухания кадила в храмах мир изобрел свое благоухание табачное и усердно окуривает себя им с жадностью, почти ест и глотает его, и дышит им, и коптит им свои внутренности и жилища свои, производит отвращение к благоуханию кадила, отчего многие даже в храм боятся приходить». Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (1829 – 1908
|